Оглавление
Урок 1
Условие № 1: прочитать произведения
Условие № 2: как понять и запомнить содержание произведения
Условие № 3: изучить эпоху
Условие № 4: изучить биографию писателя
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Урок 2
Ну вот, а теперь новая тема! Вперёд!
Условие № 5: прочитать критические статьи
Условие № 6: осмыслить название темы с помощью ключевых слов
Условие № 7: составить план
Условие № 8: знать типы речи
Условие № 9: вспомнить сведения о стилях речи
Условие № 10: важно изучить художественно-изобразительные средства языка
Урок 3
Уважаемый курсант, а теперь начинаются тренинги! К ним лучше переходить, если Вы уже усвоили теорию, то есть содержание трёх уроков.
Тренинг 1
Тренинг 2
Тренинг 3
Начинаем готовиться!
Урок 1. Прочитать или не прочитать? Вот в чём вопрос.
Приветствую Вас!
Это важно знать:
1) что необходимо сделать до того, как начнёте писать сочинение;
2) как понять и запомнить содержание произведения;
3) для чего необходимо знать эпоху.
Уважаемый читатель, выпускник! Ты поставил перед собой благородную цель: научиться писать сочинения. Твоё решение заслуживает уважения. Итоговое сочинение можно написать самостоятельно, и это вовсе не трудно, но на подготовку к нему необходимо потратить силы и время. Подготовка – дело серьёзное. Здесь всё важно, лишнего нет. Может быть, кому-то готовиться будет трудно. Но, как гласит пословица, тяжело в ученье – легко в бою. Научишься писать итоговое сочинение, легче будет подготовиться и к сочинению в тесте ЕГЭ (задание № 27).
Условие 1: что необходимо сделать до того, как начнёте писать сочинение
1. Что же необходимо сделать до того, как начнёте писать сочинение? Самое первое условие: нужно прочитать те произведения, по которым будешь писать сочинение. Какие произведения читать? Чтобы понять, какие произведения вам понадобятся на итоговом сочинении, посмотрите на сайте ФИПИ тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений и проводит их комплектацию по часовым поясам (ниже в Приложениях я вам всё это размещу). А далее по каждому направлению определите одно-два произведения из школьной программы, которые вам нужно углублённо прочитать (что значит читать «углублённо», узнаете из условия № 2).
Важно: углублённое чтение произведения — первый шаг к самостоятельному написанию сочинения. Без этого ни вдохновения писать не будет, ни мысли светлой не придёт в голову. Главное, поймите, что читать пересказ произведения и читать само произведение – это вещи разные. Здесь речь идёт о чтении произведений. Когда их прочтёте, то можно посмотреть фильм – вовсе не обязательно, но можно. Учтите, что книга и фильм – это не одно и то же. Писать нужно с опорой на книгу. А какие конкретно книги прочитать, чтобы использовать их в качестве опоры в своём рассуждении на итоговом сочинении? Чтобы понять, какие конкретно произведения прочитать по каждому направлению, можно посмотреть на ФИПИ кодификатор ЕГЭ по литературе (список размещу ниже, в Приложениях)
О том, как понять и запомнить содержание произведения (2) и для чего необходимо знать эпоху (3), расскажу в следующем условии.
Условие 2: как понять и запомнить содержание произведения
Дорогие выпускники, читайте произведения! Это очень полезно для мозга и нервной системы. Не буду читать вам лекцию о пользе чтения, ведь это отдельная тема, и, может быть, я напишу отдельную статью об этом. А сейчас просто отмечу, что читать необходимо систематически и осмысленно, тогда и польза непременно будет.
Поговорим об осмысленности чтения, ведь для того чтобы написать итоговое сочинение самостоятельно, мало просто прочитать произведение. Нужно запомнить, во-первых, содержание, во-вторых, имена и фамилии героев, в-третьих, одну-две цитаты. Тогда, может быть, не допустите фактических ошибок в сочинении.
Чтобы запомнить содержание, необходимо сначала понять его. Как научиться понимать произведение? Со временем это приходит к человеку, если он систематически читает книги. Но на начальном этапе обязательно нужно потрудиться. Без труда, напоминаю, не вытащишь и рыбку из пруда!
Чтобы понять содержание текста, книги, проделайте такую довольно-таки трудоёмкую умственную работу, которую советует делать известный педагог, автор книг «Литература учит» И. А. Фогельсон.
Работа складывается из трёх этапов:
1.Обдумывание заголовка текста. «О чём пойдёт в нём речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?» — ставя перед собою (мысленно) эти вопросы, вы психологически подготавливаетесь к активному восприятию знаний.
2. «Диалог с текстом». Настоящий читатель всегда активен, то есть является как бы участником событий, о которых повествует текст: соглашается или спорит с автором, что-то одобряет, а что-то осуждает в действиях, поступках, поведении героев – и всегда неравнодушен, волнуется, сопереживает.
Далее автор книги советует, чтобы на данном этапе читатель выделил все непонятные слова, выражения, записав их в свой читательский дневник, и выяснил их значения, обратившись к словарям, справочникам и т.п.
В дневник можно кратко записать и собственные замечания по поводу прочитанного («Согласен», «Не ожидал!», «Так не бывает» и пр.). Запишите вопросы, возникающие у вас, выводы.
Если книга ваша, сделайте в ней закладки с подписями. Это всё будет в левой части дневника, а в правой – краткий пересказ текста или ключевые мысли.
Закончив чтение, пишет И. А. Фогельсон, поставьте перед собой вопрос: какие мысли показались вам наиболее важными, интересными, полезными, какие – неубедительными, спорными?.. И почему?
3. Задайте самому себе контрольные вопросы по прочитанному и ответьте на них, — такие вопросы, которые можно ожидать от учителя (и которые могут встретиться в учебнике).
У такого способа углублённого чтения много преимуществ, о которых говорит в своей книге И. А. Фогельсон, но я здесь отмечу два главных:
1) гораздо быстрее и прочнее усваивается материал,
2) этот способ развивает ум, память, сообразительность. Конечно, отмечает автор книги, чтобы выполнить все требования углублённого чтения, потребуются желание, терпение и настойчивые тренировки.
Условие 3. Для чего необходимо знать эпоху
Итак, мы переходим к условию № 3. Это изучение времени написания произведения, эпохи, которую автор изобразил в романе (повести, рассказе, стихотворении и т. д.). Необходимо хотя бы знать, какие исторические события произошли в это время, которые повлияли на обстановку в стране, на жизнь общества. Тогда вы сможете понять, что волновало автора, о чём он пишет в своём произведении, какова главная мысль книги, которую вы читаете. Вы уже не будете судить о героях книги как о своих современниках, друзьях, соседях, а вы будете рассуждать о них на фоне той поры, в которую они жили. Ведь, казалось бы, Пушкин и Лермонтов жили в одно время, но всё-таки их творчество формировалось в разные эпохи. Пушкин писал в период, когда после победы в Отечественной войне 1812 года поднялось национальное самосознание русского народа, создавались тайные политические общества с целью изменения государственного строя.
А Лермонтов, родившийся уже после войны, зрело писал после жестокого подавления восстания декабристов, когда выросло новое поколение бездействующих людей, боящихся даже произнести слово «свобода» в условиях полицейского режима. Это наступила так называемая мрачная эпоха реакции, или «безвременье».
Таким образом, чтобы написать итоговое сочинение самостоятельно, нужно изучить эпоху, в которую жил автор, время, изображённое в произведении. Хотя бы в общих чертах, но выделить вехи (вехи — книжно-переносное значение: «наиболее значительные моменты (в истории, в развитии чего-нибудь)». Тогда вы будете анализировать произведения с учётом времени. Если же не учитывать эпоху, будем тогда судить, например, об Онегине, как будто говорим о соседе по лестничной площадке. Это неправильно. Подходите к разбору образа героя художественного произведения эстетически! Онегин не мог поступать так, как поступает ваш сосед – время было другое, другие люди, общественное мнение другое и т.п., ведь художественный мир особый, и живёт он по своим законам – по законам искусства. Это не материальная, а эстетическая реальность. Нехудожественная и художественная реальности нельзя смешивать, анализируя произведение.
Если, например, открыть «Философский словарь» и найти слово «любовь», то мы прочитаем следующее: «универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. Л. называют также субъект-субъектное отношение, посредством которого реализуется данное чувство. Для носителя Л. она выступает в качестве максимальной ценности и важнейшей детерминанты жизненной стратегии, задавая специфическую сферу автономии: нельзя произвольно ни вызвать, ни прекратить Л., ни переадресовать ее на другой предмет».
А как говорится о любви в художественном произведении? Например, в поэтическом?
Не верь мне друг, когда в избытке горя
Я говорю, что разлюбил тебя,
В отлива час не верь измене моря:
Оно к земле воротится, любя.
Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам (Алексей Толстой).
В словаре информация о любви даётся точно и логично, а в стихотворении понятие любви преподносится метафорически, и читатель должен подойти к нему творчески, окончательно достраивая стихотворение. А если он будет представлять себе эпоху написания стихотворения и хотя бы немного помнить сведения из биографии писателя, то такому читателю легче будет понять созданный в произведении образ.
А теперь обратимся к рисунку № 1.
Рисунок № 1. 19 век
Рассмотрите рисунок № 1. На моей схеме представлены две эпохи: время подъёма национального самосознания русского народа после победы в Отечественной войне 1812 года, создания тайных политических обществ и «безвременье», 1830 годы мрачной реакции, наступившей после жестокого подавления восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 году. Это событие и служит вехой, разделяющей пушкинскую эпоху (декабристскую) и лермонтовскую (эпоху бездействующего поколения).
На моём рисунке солнце и месяц – символы двух эпох. Одна – символ надежд на лучшее, передовые люди желают посвятить свою жизнь отчизне (вспомните стихотворение Пушкина «К Чаадаеву»), светлая пора, а другая – тёмная, мрачная, без свободолюбивых идеалов (прочтите стихотворение Лермонтова «Дума»).
Солнце и месяц – это не только символы двух эпох, но и слова, характеризующие творчество двух поэтов. Известны сказанные В. Ф. Одоевским в некрологе слова о Пушкине: «Солнце русской поэзии закатилось», которые стали крылатым выражением. Когда говорят о солнце русской поэзии, то всем понятно, что имеют в виду Пушкина.
Д. С. Мережковский в своей статье назвал Лермонтова «ночным светилом»: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием».
Ориентируясь на рисунки № 1 и № 2, прочитайте сведения об эпохе в учебнике истории и в соответствующем разделе учебника литературы и подумайте над тем, как политическая обстановка повлияла на характер творчества поэтов.
Вот так, уважаемый выпускник. Думаю, тебе всё понятно. Тогда на следующем уроке поговорим о том, зачем необходимо знать биографию писателя!
Условие 4. Изучить биографию писателя
Рисунок № 2
Рисунок № 2 не буду комментировать. Думаю, что вы, сопоставив рисунок 2 с рисунком 1, легко его поймёте и сможете рассказать, в какое время жил и писал Лермонтов.
Представляя себе эпоху и зная вехи данного столетия, необходимо ещё выучить биографию поэта, писателя, на произведения которого будете опираться в сочинении. Для чего? Чтобы правильнее понять то, о чём он пишет, иначе не избежать фактических ошибок. Например, мало знать, какие политические события происходили в первой половине ХIХ века, но важно запомнить даты рождения, другие факты из биографии поэтов. Прочитайте о семье поэта, на произведениях которого будете раскрывать тему сочинения. О воспитании, обучении. О дружбе, о любви. О характере. Может, во всём этом тоже кроется причина настолько разной эмоциональной окраски лирики Пушкина и Лермонтова?
Возможно, в вашем городе есть музей, связанный с именем какого-то писателя? Обязательно посетите его, проникнитесь обстановкой, слушая рассказ экскурсовода. Если вы живёте в Москве или Санкт-Петербурге, то посетите несколько музеев. У вас появится своё представление о жизни писателя, ощущение причастности к событиям, отдалённым от вас по времени. Это ощущение поможет вам вдохновиться и написать отличное сочинение. Если нужно, посетите музей не раз, послушайте рассказы разных экскурсоводов. Дома напишите небольшой текст о походе в музей (отзыв, эссе, заметку в газету). Обязательно напишите по горячим следам, пока ещё ничего не забыли! Материал вашего текста пригодится потом для итогового сочинения. На втором уроке в качестве примера вы прочитаете мою статью о посещении музея Достоевского в Новокузнецке.
Наш урок заканчивается. Подведём итоги. Если Вы ответите на данные вопросы, то урок даром не прошёл! Вы молодец! А если пока ещё не удаётся ответить на вопросы, то ничего страшного: вы пройдёте его столько раз, сколько понадобится. Для этого курс и создан. Успехов!
А вот и вопросы:
1. Что необходимо сделать до того, как начнёте писать сочинение?
2. Как понять и запомнить содержание произведения? Из каких этапов складывается работа над текстом произведения?
3. Раскройте суть способа углублённого чтения и назовите два основных преимущества такого способа.
4. Для чего нужно знать эпоху, в которую жил автор, время, изображённое в произведении?
5. Почему важно иметь представление о биографии поэта? Домашнее задание: прочитайте рассказ В. Солоухина “Подворотня”, используя все приёмы и способы, о которых говорилось сегодня на уроке.
А также изучите приложения 1 и 2 к уроку 1.
Приложения
Приложение 1
Комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка тем
итогового сочинения.
Он включает в себя более 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы.
Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения.
Разделы и подразделы
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные
идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека"
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека»
ФИПИ: Образец комплекта тем 2024/25 учебного года (обновлён)
Задание
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы итогового сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.
КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях,
традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на
человека;
касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими
проблемами, вопросами экологии;
нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения
исторической памяти и традиционных ценностей;
побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Приложение 2
Список произведений из кодификатора ЕГЭ по литературе, которые можно использовать в итоговом сочинении
Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе
Приложение 3
Тренируйте память
ПАМЯТКА
Что вам поможет подготовиться к итоговому сочинению и к ЕГЭ в целом? Ваша память. Вернее, улучшение памяти! Учёные утверждают, что улучшить память можно разными способами.
Один из главных и эффективных — занятия физкультурой, езда на велосипеде. Физическая культура, как и любая другая культура, полезна всем, потому что движение в меру, культурное движение (!) — это жизнь. Речь веду только о движении в меру!
Пока человек занимается физкультурой в том смысле, о котором только что было сказано (культурное движение, движение в меру), в голове у него полнейший порядок! Почему? Всё это тоже давным-давно известно. Напомню: правильно подобранные физические упражнения (культурное движение!) способствуют обеспечению мозга кислородом. Кровообращение улучшается, кровяное давление регулируется, дыхание совершенствуется! И в результате наш мозг лучше функционирует!
А после езды на велосипеде, как выяснили учёные, объем гиппокампа, участка мозга, отвечающего за целый ряд разных функций, от ориентации в пространстве до памяти, как показало сканирование мозга, увеличился на 12% у больных и на 16% у здоровых людей. Ну не велосипед, так настольный теннис, бадминтон… Кому что нравится. Только не в душном зале, прошу вас! После нормированных (не до усталости) занятий физкультурой творческие задания выполняются на “отлично”! Так что теперь вы знаете, что вам поможет. За дело!
Продолжаем готовиться к итоговому сочинению Курс “Сам себе репетитор: итоговое сочинение”
Урок 2
Урок 2
Приветствую Вас!
На уроке 2 Вы узнаете важное:
1. Зачем читать критические статьи;
2. Как осмыслить название темы с помощью ключевых слов;
3. Обязательно ли составлять план;
4. Зачем нужно знать типы речи;
5. Почему необходимо помнить сведения о стилях речи;
6. Почему важно изучить художественно-изобразительные средства языка;
7. Посмотрев ролик, вы увидите, как искать ключевые слова и как затем легко написать вступление.
А ещё Вы научитесь разгадывать тему и писать вступление к сочинению. Мало это или много? Это нормально. Главное, усвоить, запомнить и применить.
Уважаемый курсант! Вы справились с вопросами первого урока? Предполагаю положительный ответ, а потому приступим к задачам второго занятия. Да, ещё хотелось бы узнать, прочитали ли вы по всем правилам рассказ В. Солоухина “Подворотня”? Надеюсь и на этот вопрос услышать ответ «да». Но если вдруг не прочитали по какой-то причине, то обязательно прочитайте и запишите в дневник основные положения! Это вам пригодится!
А вот и обещанная моя статья о Достоевском (в сокращении). Помните, я вам обещала дать почитать её в качестве примера?
Дом купца Байкалова на улице Достоевского
Дом портного Дмитриева, где снимала комнату семья Исаевых, и куда после свадьбы переехал писатель
Многое можно рассказать о Новокузнецке, но меня больше всего восхищает факт, что здесь жил мой любимый писатель Фёдор Михайлович Достоевский.
Раньше я ходила в музей Достоевского в Москве, когда приезжала в столицу к родственникам. А потом судьба свела меня с этим сибирским городом, в котором есть свой дом-музей Достоевского!
Как пишут в книге «Загадки провинции» её авторы М. Кушникова и В.Тогулев, «в последние годы высказывались «дерзкие гипотезы», касающиеся так называемого «кузнецкого периода» Достоевского. Период этот – столь короткий, что исследователи за последние сто лет едва его заметили. И то сказать: 22 дня в Кузнецке и 2 года переписки между обитающей там М. Д. Исаевой и отбывавшим ссылку в Семипалатинске Достоевским».
Я тоже до переезда в Новокузнецк почти ничего не знала о «кузнецком периоде» писателя, а подробных исследований об этом времени мне не попадалось, хотя в юности перечитала, казалось, всё, что имелось в библиотеках: статьи, книги о Достоевском и, конечно, все его романы. Однако когда и в моей собственной жизни начался «кузнецкий период» (с 1991 года), то, посещая литературно-мемориальный музей Достоевского с учениками и одна, я открыла для себя этот небольшой, но важный этап в жизни писателя…
И вот первый раз в 1991 году с замиранием сердца отправляюсь в Старокузнецк на улицу Достоевского (называется так с 1901 года, а ранее была Полицейской), поражаюсь тому, как эта улочка передаёт даже и сейчас дух небольшого городка Кузнецка времён Достоевского… Район Форштадта, частный сектор, одноэтажные деревянные дома, которые когда-то давно строили купцы да зажиточные мещане.
Иду, с любопытством поглядывая по сторонам. Попадаются редкие прохожие, иногда пьяные. Собаки здесь чувствуют себя хозяевами. Собак люблю, пьяных людей – нет, поэтому на всякий случай перехожу на другую сторону дороги. А там нет тротуара, и я возвращаюсь обратно. Иду и иду. Где же здесь музей Достоевского?
Наконец-то вижу двухэтажное деревянное здание (№ 29).
— Это музей! — радуюсь я.
Да, не ошиблась, музей. Это дом, в котором, как говорят экскурсоводы, писатель никогда не жил. Здесь жил купец Байкалов, здесь залы с экспонатами, фотографиями, и здесь начинается экскурсия. А немного поодаль, через дорогу, — домик (№ 40), где в 1857 году после венчания останавливался счастливый Достоевский. Домик относительно недавно реконструировали, и теперь экспозиция построена по музейно-образному методу, отражает «кузнецкую драму писателя».
Когда я водила сюда десятиклассников, то видела, что им всё интересно в доме-музее, где создана определённая атмосфера. Венчался Фёдор Михайлович Достоевский с Марией Дмитриевной Исаевой в Одигитриевской церкви. Церкви уже нет, а на её месте тянется в начале улицы Достоевского высокая каменная стена, которая скрывает тюремные строения.
Но недалеко, на Советской площади (территория которой является историческим памятником), откуда берёт своё начало улица Достоевского, сохранился действующий тогда и сейчас Спасо-Преображенский собор. Хотя в Кузнецке Достоевский не написал ни одного произведения, зато здесь родилась его семья, родились образы героев будущих произведений.
Общеизвестно, что прототипом Мармеладова из романа «Преступление и наказание» стал первый муж Марии Дмитриевны Александр Иванович. Возникший в Кузнецке любовный треугольник (Достоевский – Мария Дмитриевна – учитель рисования Вергунов) впоследствии нашёл отражение в «Дядюшкином сне» и в «Униженных и оскорблённых»…Кто знает, может, и не было бы этих произведений без «кузнецкого периода» в жизни Достоевского? Альбина Шадрина, новокузнечанка, историк, краевед, автор книги «Двадцать два дня из жизни Ф.М. Достоевского», говоря о «кузнецком периоде» Достоевского, отмечает, что этот период оказал на творчество Достоевского большое влияние.
«Кузнецкие дни», по мнению автора книги, сформировали его как писателя. Подробнее об этом можно узнать, посетив Литературно-мемориальный музей Достоевского и уже ставшие традицией театрализованные представления о жизни писателя, приуроченные ко дню рождения Достоевского, которые проходят обычно ночью и так и называются «Ночь Достоевского»…»
Ну как? Узнали новое для себя о писателе? Одним словом, уважаемые выпускники, не ленитесь, а с интересом изучите биографию автора произведения! Посетите музеи. И тогда вы сможете использовать живой материал в своём сочинении (если,конечно, это уместно в данном конкретном случае).
Ну вот, а теперь новая тема! Вперёд!
Условие № 5: прочитать критические статьи
Произведение прочитали (не пересказ, а само произведение), с биографией автора познакомились, эпоху изучили (время, в которое жил автор, и время, изображённое в произведении), а теперь самое время почитать критику – и современную автору, и современную нам. Например, если речь идёт о произведениях Лермонтова, то как не прочитать (хотя бы в сокращении) статьи В. Г. Белинского: «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» и «Стихотворения М. Лермонтова». А также прочитайте статьи современных критиков (Монахова О. П., Малхазова М.В.). Зачем читать критику? Так как читательского, жизненного и писательского опыта у большинства из вас всё-таки ещё мало, то необходимо познакомиться с мнением тех, у кого и первого, и второго, и третьего намного больше. Может быть, прочитав критические статьи, вы поймёте то, чего раньше не могли понять в силу недостатка 1-го, 2-го и 3-го!
Возможно, вы сможете мнение критиков использовать в сочинении, не выдавая их за свои, а ссылаясь на них, опираясь на них в своих рассуждениях. Может быть, будете их оппонентами и своё сочинение построите на полемике с ними (что достаточно трудно сделать, поэтому не рискуйте впервые это делать на экзамене – нужна тренировка и… начитанность). Даже если вы не будете использовать статьи критиков, всё равно чтение критической литературы даст вам пример в написании рецензии (Рецензия – лат. recensio – сообщение, оценка, отзыв. Жанр, основу которого составляет отзыв о художественном (или ином) произведении, критический разбор произведения. В рецензии даётся оценка произведению на основе его анализа).
Условие № 6: осмыслить название темы с помощью ключевых слов
Выбрали тему итогового сочинения — прочитайте её формулировку несколько раз, обдумывая каждое слово в названии. Найдите ключевые слова, подумайте, какие синонимы можно подобрать к ним, чтобы потом использовать их в сочинении, не повторяя одно и то же слово в каждой строке. Решите, на какой вопрос вы должны ответить своим сочинением. Ключевые слова в названии темы вам подскажут, о чём вы должны писать.
А когда будете работать над эссе (или рецензией), то периодически перечитывайте заголовок и проверяйте, соответствует ли сочинение теме (отвечаете ли вы на вопрос темы).
В следующий раз поговорим о плане. Нужен ли он?
Условие № 7: составить план
Осмыслив тему итогового сочинения, переходите к плану. Знаю, что многие пишут без плана, считают лишним составлять его, да и просто не умеют это делать.
Возражу тем, кто так считает. Уверена: план необходимо составлять. То время, которое вы потратите на составление плана, сэкономится у вас, когда вы будете писать сочинение, так как уже будет ясно, о чём писать дальше (пункты плана – это ваши подсказки), да и логичность изложения мыслей, плавные переходы от одной части к другой вы обдумаете, составляя план. Над красотой формулировок плана думать необязательно, ведь план вы составляете для себя, в черновике, и оценивать изящность названия пунктов и подпунктов никто не будет.
Достаточно обдумать и записать основные положения вашего рассуждения в необходимой последовательности, записать названия произведений, на которые будете опираться, раскрывая тему. План не позволит вам забыть написать то, что нужно написать обязательно. Например, набросок плана, выполненного на экзамене в течение 5-7 минут:
Пример плана.
Тема народа и родины в лирике Лермонтова.
I. Философское осмысление Лермонтовым чувства родины
II. Образ родины в лирике.
1. «Монолог» — родина обрекает современников на бездействие.
2. «Два великана» — поиски героя в прошлом России (война 1812 г.). Антитеза.
3. «Бородино» — противопоставление «богатырям» прошлого времени – современников («Да, были люди в наше время…»). Вера в народ. Рассказчик – простой солдат.
4. «Родина» — «странная» любовь лирического героя к родине. Эпитеты.
III. Чувство родины лирического героя противоречиво, поэтому он называет это чувство «странною» любовью.
Составляя план, заботьтесь о том, как вы будете осуществлять плавный переход от одного абзаца к другому. Сделать плавный переход от вступления к главной части помогут вопросительные предложения. Например: «Поколение 1830-х годов… Это о нём Лермонтов в «Думе» пишет: «Его грядущее — иль пусто, иль темно…». Почему поэт не может без печали смотреть на современников и предсказывает им такое мрачное будущее? Лермонтов во многих стихотворениях пишет о бездействии своих современников».
Плавный переход можно осуществить с помощью союзов «не только, но и», «поэтому», с помощью повтора слова, синонимов, местоимений. Например: «Война – это всегда экстремальные условия, в которых человек проявляет себя так, как никогда не проявит в обычной жизни. На войне он делает свой нравственный выбор. Произведения о войне не перестают волновать современников, потому что в них затрагиваются не только проблемы войны и мира, а ещё и вопросы нравственности». (Повтор слов «война»). Вступление заканчивается предложением со словом «война», а главная часть начинается с этого слова.
N.B. До экзамена научитесь составлять план быстро, и на ЕГЭ в целях экономии времени больше пяти минут не тратьте на планирование, пишите черновик по плану, затем перечитывайте, проверяйте и аккуратно переписывайте.
Всего на написание итогового сочинения даётся 3 часа 55 минут! И много, и мало… Проверьте черновик по критериям! Критерии оценивания итогового сочинения содержат такие пункты:
1. Соответствие теме.
2. Аргументация.Привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность. !
Очень важны 1 и 2 критерии. Если они не состоялись, то и сочинения тоже нет. Поэтому ещё раз напоминаю: когда пишете, периодически смотрите на тему и определяйте, соответствует ли сочинение теме; какова главная мысль сочинения и подчинены ли ей все части вашей работы? Сохраняется ли последовательность мыслей и логическая связь между ними? Есть ли доказательства, подтверждаются ли они материалом произведения, цитатами? Обобщения, выводы есть? Сказано ли об изобразительных средствах языка, которые использованы автором произведения для выражения отношения к тому, о чём он пишет? Проверьте, нет ли ошибок. Как вы оформили работу? Давайте поработаем над планом ещё и почитаем сочинение, написанное по этому плану. Как понять, о чём писать в главной части? Составить план сочинения. А как составить его?
Во-первых, надо знать виды планов и схему сложного плана. Во-вторых, снова читаем тему и уже задаём не один, а несколько разных вопросов к названию темы. Например: Роль родительского наставления в жизни человека = Почему родительское наставление играет в жизни человека особую роль? (Это переформулированная в виде вопроса тема). Тезис Родительское наставление в жизни человека играет особую роль. Почему? Попробую разобраться в этом вопросе. Вопросы к теме: Что такое наставление вообще? Что такое родительское наставление? Почему оно играет в жизни человека особую роль?
Схема сложного плана
I. .
II. .
1.
2. :
а) ;
б) .
3.
III. .
План.
I. Особая роль родительского наставления в жизни человека.
II. Почему наставление родителей играет в жизни человека особую роль. 1. Что такое наставление вообще и что такое родительское наставление? 2. Родители любят своих детей и желают им только хорошего, поэтому их советы особенно ценны. «Поучение детям» Владимира Мономаха.
3. Всегда ли необходимо следовать родительскому наставлению?
III. Так в чём же заключается особая роль родительского наставления?
Сочинение
Родительское наставление играет в жизни человека особую роль. Почему? Попробую разобраться и ответить на этот вопрос в своём сочинении.
Но сначала уточню значение слова «наставление», которое образовалось от глагола «наставить», то есть научить чему-то хорошему. Значит, наставление – это поучение, совет. А родительское наставление – совет близких людей, к мнению которых мы привыкли прислушиваться с самого детства.
Мне не раз помогали в детстве советы моих родителей. Однажды я не знал, как поступить, но вспомнил отцовское наставление. Так выручил меня богатый жизненный опыт отца, который я ценю. Родительские наставления особенно ценны потому, что они исходят от людей, которые любят своих детей. Наставляя сыновей и дочерей, они желают им только хорошего. Например, великий князь Владимир Мономах в «Поучении детям» призывает своих детей не лгать, не лениться, помогать нищим, молиться. Особенно мне запомнилась фраза: «Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь». Такие наставления родителей помогают детям сделать правильный нравственный выбор.
Но и в жизни, и в литературе есть примеры, когда отцы дают отрицательную установку. Например, в комедии Грибоедова «Горе от ума» Молчалин следует наставлению своего отца «угождать всем людям без изъятья»: дворнику и даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». Отрицательным советам бездумно следовать не стоит, хотя пусть это будут и родительские поучения.
Таким образом, понятно, что роль родительского наставления в жизни человека особая, потому что и сами родители для нас люди особые. Они нас воспитывают, наставляют, мы им верим, ценим их опыт и часто хотим быть похожими на них.
Условие № 8: знать типы речи
Пишущему сочинение необходимо знать типы речи (повествование, описание и рассуждение) и научиться применять эти знания на практике. Не забывайте, что вы пишете рассуждение, поэтому ваш текст должен включать в себя тезис (кратко сформулированная главная мысль сочинения), аргументы (доказательства) и вывод. Вступление (тезис) и заключение (вывод) могут состоять из 3-4 предложений. Конечно, чаще бывают комбинированные тексты с преобладанием какого-либо из перечисленных типов, то есть в тексте с преобладанием рассуждения может быть, например, и описание природы, и описание внешности человека. Раскрывая тему сочинения, стройте рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала. Не забывайте выделять абзацы.
Условие № 9: вспомнить сведения о стилях речи
Чтобы речь была правильной, необходимо соблюдать стилевые нормы: не употреблять в сочинении просторечных выражений, разговорных слов и т. п. А потому повторите стили речи. Так как эссе обычно представляет собой публицистический стиль, рецензия – публицистический + научный, то нужно особенно хорошо помнить признаки этих стилей, чтобы качество речи не вызывало нареканий и чтобы получить высший балл по данному критерию. Рассмотрите рисунок № 3 и обязательно повторите по учебнику русского языка тему «Стили речи».
Рисунок 3
Условие № 10: важно изучить художественно-изобразительные средства языка
Рисунок № 4
Почему важно? Как в рецензии, так и в эссе, анализируя литературное произведение, необходимо написать об изобразительных средствах, с помощью которых автором созданы художественные образы. Поэтому чтобы найти художественно-изобразительные средства и сказать об их роли в данном произведении, нужно, конечно, изучить их. Писатель создаёт художественные образы, используя всё богатство языка: разговорный стиль, научный, официально-деловой и другие. В литературе образы создаются и словами, и сочетаниями слов.
Существует целая система художественно-изобразительных слов. Вспомним её, рассмотрев рисунок № 4.
Замечу, что необходимо не только уметь найти художественные приёмы в произведении, сказать об их роли, но и в своём сочинении тоже использовать эпитеты, сравнения, риторические вопросы и восклицания и т.п. Например: «Всё стихотворение построено на контрасте добра и зла: «Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья». Контраст позволяет понять, насколько трудно говорить правду, какой бы горькой она ни была. Я понимаю, что поэзия должна быть честной, должна нести людям правду, но как тяжела судьба поэта-пророка! Ведь получается, что поэт – это воин, а поэзия – его оружие».
Приведён отрывок из сочинения «Зачем нужна поэзия?». Здесь выпускница не только находит изобразительное средство (контраст) и объясняет его значение в стихотворении, но и в своём тексте использует фигуру речи – риторическое восклицание, чтобы выразить свои чувства.
Во вступлении к другому сочинению на тему «Спорить с судьбой или принимать её? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)» автор использовал риторические вопросы, с помощью которых заострил внимание на вопросах, ответы на которые, анализируя произведения, дал в главной части:
«Судьба, предопределение или воля человека? Умереть или остаться в живых? Что решает участь человека? Может ли человек что-то сделать или ему следует подчиниться и просто принять судьбу?» — так начал своё сочинение выпускник.
Используйте в своей речи синонимы. К слову «эпоха», которое употребляется в данной книге и которое, по-видимому, может понадобиться в сочинении и вам, тоже можно подобрать синонимы и в подходящих случаях использовать их, учитывая стиль речи. Например, эпоха – период – эра – время – век – пора. Или ещё слова, которые часто используются в сочинениях, и их синонимы: писатель – сочинитель – литератор – художник слова, автор. Или: поэт – певец – стихотворец – бард.
Определение каждого художественного средства можно найти в любом пособии для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, в литературоведческом словаре, поэтому не буду давать толкование слов здесь. Просто рассмотрите рисунок № 4, выясните, каких изобразительных средств не хватает в данной таблице и попробуйте дополнить её.
Домашнее задание: напишите вступление к сочинению на тему «Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?». Используйте все советы из урока 2.
А ещё посмотрите это видео:
А также можете поиграть: Ссылка на доступ к игре
Урок 3
Приветствую Вас!
Сегодня Вы научитесь писать основную часть сочинения и вывод (заключение) на примере сочинения ученицы ( в работе ошибки не исправлялись):
1) окончательный выбор литературного материала;
2) написание основной части;
3) написание заключения;
4) редактирование черновика.
Проверим домашнее задание: нужно было написать вступление к сочинению на тему «Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?» Используйте все советы из урока 2.
Вот такое мне представили вступление: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу». Трудно не согласиться со словами У. Шекспира! Внешняя красота привлекательна, поэтому можно влюбиться в неё с первого взгляда, но если человек окажется чёрствым, равнодушным, эгоистичным, жестоким, пустым, то скоро такая влюблённость пройдёт, так и не перейдя в любовь. Любовь связана с душой человека, с его внутренней красотой. Когда человек красив внутренне, то внешняя его некрасивость не замечается. Конечно, если внешняя красота совпадает с внутренней, то это можно назвать гармонией.»
Проведём разбор данного вступления. Видно, что ученица вчитывалась в тему, стараясь понять её. Тема представляет собой вопрос, поэтому ответ дать легче, чем если тема была сформулирована с помощью повествовательного предложения. Ученицей найдены и использованы во вступлении ключевые слова: полюбить, душу. Не забыты выпускницей и вопросительные слова: «Согласны ли вы...» Она использовала однокоренное слово: «не согласиться» в таком выражении: «Трудно не согласиться…» У слова «душа» в данном вступлении появился контекстуальный синоним «внутренняя красота«. А слово «полюбить» представлено во вступлении однокоренным словом «любовь» в противовес понятию «влюблённость». Сразу видно, что выпускница поняла тему и проблему. Вступление конкретное, и по нему мы уже понимаем, что ученица будет доказывать в основной части.
А теперь к основному. Сегодня у нас видеоурок, который вы можете смотреть много раз, вникая во всё сказанное в ролике.
ТРЕНИНГИ
Тренинг 1
Вспомним краткий алгоритм работы над сочинением.
- Анализ темы. Выделение ключевых слов.
- Вопрос к теме.
- Составление плана в черновике:
- Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы, 3—5 предложений).
- Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы).
- Основная часть — аргументация:
а) название первого произведения + иллюстрация (анализ эпизода);
б) название второго произведения + иллюстрация (анализ эпизода).
- Заключение (3—4 предложения).
Итак, вы выбрали тему, определили главную мысль, вспомнили произведения, которые вам понадобятся. Самое время набросать в черновике план!
«Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным» (Лукреций)
Из названия темы мы видим, что в ней утверждается зависимость разума от чувств. В начале сочинения можно поразмышлять о том, влияют ли чувства на разум, поэтому мы так и озаглавим вступление в черновике:
I. Вступление. Чувства влияют на разум?
Основную часть озаглавить легче всего, именно потому, что она основная! Смотрим на заголовок и (быстрый способ) вписываем его в план в виде вопроса, добавив важное для раскрытия темы вопросительное слово «почему»:
II. Основная часть. Почему если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным»?
Если план пишется не в черновике (для себя), то, конечно, необходимо написать эту фразу другими словами. А на экзамене вам некогда будет оттачивать формулировки плана, вы просто набрасываете в черновике композицию своего будущего сочинения. Теперь нужно будет расшифровать это предложение (Почему если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным»?), то есть ответить на поставленный вопрос «почему». Нужно подумать, с чего начать и чем закончить основную часть сочинения. Пишем названия пунктов плана и подпунктами а), б) раскрываем смысл формулировок, вписывая комментарий и иллюстрацию:
1. (Потому что) чувства влияют на разум:
а) они могут затмить рассудок, то есть повлиять на него;
б) так, в комедии Грибоедова «Горе от ума» неистинные, ошибочные чувства героев подчиняют себе их разум, делая его тоже ложным.
Второй пример с комментарием озаглавливаем так:
2. (Потому что) чувства – это мерила человека:
а) чувства Онегина в романе Пушкина не истинны, и разум обманывает его – герой делает ошибки;
б) Татьяна, в которой уживаются истинные чувства и чувствительность, внушённая французскими романами, обманывается в Онегине.
Сейчас, как Вы догадались, пишем название заключения (вывода):
III. Заключение. Чувства и разум взаимосвязаны, а истинные чувства способны раскрыть красоту души, поэтому «если чувства будут не истинны, то и разум окажется ложным»
И вот что у нас получилось!
План.
I. Вступление. Чувства влияют на разум?
II. Основная часть. Почему если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным»?
1. (Потому что) чувства влияют на разум:
а) они могут затмить рассудок, то есть повлиять на него;
б) так, в комедии Грибоедова «Горе от ума» неистинные, ошибочные чувства героев подчиняют себе их разум, делая его тоже ложным.
2. (Потому что) чувства – это мерила человека:
а) чувства Онегина в романе Пушкина не истинны, и разум обманывает его – герой делает ошибки;
б) Татьяна, в которой уживаются истинные чувства и чувствительность, внушённая французскими романами, обманывается в Онегине.
III. Заключение. Чувства и разум взаимосвязаны, а истинные чувства способны раскрыть красоту души, поэтому «если чувства будут не истинны, то и разум окажется ложным»
Для черновика вполне приличные формулировки! Можно, разумеется, написать короче.
Для примера привожу ещё один план к данной теме (фразы, которые можно оставить, выделены синим цветом, а остальные можно не писать в плане — для краткости).
План.
I. Вступление. Взаимосвязь чувства и разума.
II. Основная часть. «Почему если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным»?
1. Потому что если чувства не истинны, то человек не может рассуждать правильно – разум ошибается.
2. Герой рассказа Л. Е. Улицкой Дмитрий испытывает неприязненные чувства к своему ребёнку, родившемуся «особенным», как называют детей с болезнью Дауна, и ложный разум диктует ему ошибочное поведение – он бросает жену и ребёнка.
2. Аля, жена Дмитрия, поступает разумно, потому что её чувства к маленькой дочке истинны. Она не верит разумному доктору, вынесшему приговор её ребёнку: «Долго не проживёт!», жертвует собой, но готовит «особенную» дочку к жизни и даже выдаёт её замуж перед своей смертью.
III. Заключение. Чувства – это душа человека, а человек с неистинными чувствами – это человек с пустой душой. Разум такого человека тоже становится ложным, и человек совершает ошибки. Почему? Потому что разум и чувство взаимосвязаны.
А теперь вам будет легко писать сочинение по плану. Если пункты плана сформулированы правильно, то их можно использовать в сочинении.
На этом сегодня всё! Потренируйтесь составлять план к разным темам сочинений. Успехов!
Тренинг 2
Здравствуйте!
Потренируемся?
Задание 1. Напишите вступление с тезисом.
Тема такая:
Когда разум становится опасен?
Мой совет
А напишите-ка тезис по всем правилам урока 1.
Если забыли, о чём мы с вами говорили на уроке 1, то вернитесь, пожалуйста, и вспомните. А потом приступите к данной работе. О вступлении к данному сочинению мы уже немного говорили на уроке №3, но с более подробным разбором тезиса вы познакомитесь в ролике. Напишите своё вступление.
Смотреть видеоответ можно только после того, как вы самостоятельно напишете вступление!
Написали? Теперь смотрим ролик.
Тренинг 3
Здравствуйте!
А в данном тренинге вы найдёте сочинения учащихся предыдущих лет на разные темы. Почитайте, осмыслите сочинения и подумайте, отвечает ли каждое из них на вопрос темы. А как бы вы написали сочинение на данную тему? Постарайтесь написать лучше!
Не забывайте: чтобы научиться писать сочинения, нужно их писать.
Для начала вспомним критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
Сочинение Изложение
1. Соответствие теме 1. Содержание изложения
2. Аргументация.
Привлечение литературного материала 2. Логичность изложения
3. Композиция и логика рассуждения 3. Использование элементов
стиля исходного текста
4. Качество письменной речи
5. Грамотность
От экспертов
1.Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, выпускнику нужно научиться обдумывать все пять предложенных ему тем и выбирать ту, которая наиболее ему созвучна. Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, который заключен в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ.
2.Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения.
Вспомним краткий алгоритм работы над сочинением
Анализ темы. Выделение ключевых слов.
Вопрос к теме.
Составление плана в черновике:
1. Аналитическое вступление (или определение главного понятия
темы, 3—5 предложений).
2. Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос
темы).
3. Основная часть — аргументация:
а) название первого произведения + иллюстрация (анализ
эпизода);
б) название второго произведения + иллюстрация (анализ
эпизода).
4. Заключение (3—4 предложения).
Пример сочинения на тему «Путешествия были, есть и будут… Сейчас не открывают материки или острова. Ты открываешь свою духовность» (Ф. Ф. Конюхов).
Словам современного российского путешественника, писателя, художника, священника Фёдора Филипповича Конюхова, первым совершившего кругосветное путешествие на воздушном шаре, пять кругосветных морских путешествий в одиночку, дрейфовавшего в течение 250 часов на льдине в Антарктике, проводя разные исследования, - можно верить, ведь он знает о путешествиях всё. Да, «сейчас не открывают материки или острова». Так зачем люди, как и раньше, отправляются в странствия? Открывать свою духовность. Так считает Фёдор Конюхов. Так думаю и я.
В путешествии происходит проверка человека на прочность силы духа. Путешественник познаёт не только действительность, но и свой внутренний мир. Размышляя о необходимых путешественнику качествах, я не могу не обратиться к книге Фёдора Конюхова «На грани возможностей», которая представляет собой дневниковые записи во время одиночного плавания вокруг Антарктиды в 2008 году. Он рассказывает о том, как ему удалось преодолеть испытания, что помогло выжить во время сильнейшего шторма, который на подходе к мысу Горна длился несколько дней. Яхта Конюхова могла в любой момент перевернуться. Но сила Духа помогла ему остаться в живых и достичь цели. В путешествии нужно уметь преодолевать трудности, бороться с холодом, и Конюхов борется, не сдаётся, проявляя чудеса выносливости. Он считает, что таким образом Господь испытывает его на прочность. Вот так открывает свою духовность современный путешественник Фёдор Конюхов, и я восхищаюсь силой его духа, целеустремлённостью и стремлением познать мир.
Автор других заметок путешественника – британский журналист Гилл Адриан Антони – стремится увидеть все стороны света. Недаром его книга называется «На все четыре стороны». Автор путешествует по странам мира, разговаривает с жителями того или иного города, наблюдает за их жизнью, «берёт интервью у мест», а потом пишет заметки, в которых не боится высказать своё мнение, открыть суровую правду о жизни в стране, где он побывал. Путешествия помогли ему найти себя, своё дело. Когда-то он мечтал быть историком, художником, а вот теперь пишет: «Ничто не вызывает у меня такой гордости, как сознание того, что я газетный писака».
Следовательно, путешествие помогает человеку не только познать действительность, но и открыть свою духовность. Думаю, что и Конюхову, и Адриану Антони в их путешествиях очень пригодились такие качества, как сила духа, смелость, терпение, упорство, стремление к познанию, наблюдательность. 342 слова.
Пример сочинения на тему «Как вы понимаете фразу Альберта Эйнштейна “Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность”?
Думаю, что Альберт Эйнштейн своим высказыванием об отставании человечности от технологий заострил внимание на том, чтобы иметь чувство меры в использовании машин, так как в мире бездушных машин правят равнодушие и жестокость. Необходимо не только развивать технологии, но и воспитывать гуманность в человеке.
С развитием технологий высвобождается время на общение с детьми, на занятия творчеством, спортом. Однако часто бывает, что освобождённый от повседневных забот человек становится нервным. В его голове рождаются античеловеческие идеи. Ожесточаясь, он совершает неадекватные поступки, даже преступления. Особенно отрицательно такое освобождение сказывается на воспитании детей. Примером губительного влияния технологий является сюжет рассказа американского писателя-фантаста Бредбери «Вельд», написанного в 1950 году, но точно предсказавшего трагедию цивилизованного общества 21 века. В этом рассказе говорится о том, как родители двух детей, Питера и Венди, приобрели «умный» дом, который всю работу выполнял за домочадцев. Детская комната ухаживала за детьми, выполняла все их желания, читала их мысли и воплощала в жизнь их идеи. Отец заметил, что дети стали грубыми, жестокими, перестали прислушиваться к мнению родителей, потому что детская комната заменила им родителей. А львы на виртуальных живых картинках африканского вельда появлялись в комнате в соответствии с мыслями и желаниями детей и постоянно кого-то ели. Отец отключил комнату и решил увезти семью в отпуск, но дети обманным путём уговорили отца включить детскую в последний раз, затем заманили туда отца и мать на съедение львам. Технологии духовно опустошили семью, превратив детей в монстров. У машин души нет, поэтому они не могут воспитать человечность.
Эту мысль доказывают примеры из книги немецкого экономиста Клауса Шваба «Четвертая промышленная революция», изданной в 2016 году. Говоря о четвёртой промышленной революции, Клаус Шваб анализирует технологии, отмечая как положительный, так и отрицательный эффект. Один из примеров – подключённый дом. В «умном» доме подключены «сложные устройства», а «трафик Интернета используется для личного потребления, для связи или для развлечений». Подключённые роботы применяются для всех видов услуг. Технический прогресс, который автор называют четвёртой промышленной революцией, фундаментально изменит нашу жизнь. Думаю, что главное на данном этапе – сохранить гуманность, не полагаться полностью на роботов, ведь это всего лишь бездушные компьютеры, которые могут заменить человека на тяжёлых опасных работах, но не в воспитании человечности.
Таким образом, примеры из литературы помогли мне подтвердить правильность понимания фразы А. Эйнштейна о том, что «наши технологии превзошли нашу человечность». Считаю, что никакие технологии не помогут миру выжить, если мы потеряем человечность. 378 слов.
Что мне близко и дорого в лирике Лермонтова?
В лирике Лермонтова мне близки многие мотивы: мотив одиночества, мотив свободы, мотивы трагической любви, любви к родине, народу. Более всего, пожалуй, мне дорога тема любви к родине. Родина… У каждого человека она одна.
Одна она была и у Лермонтова, и он любил её, размышлял о ней, посвящал ей стихи. В юности поэт в «Монологе», написанном им в 1829 году, обвиняет родину в том, что она виновата в бездействии и равнодушии его современников. «Душно кажется на родине…», — справедливо замечает автор, и, не видя среди молодёжи людей, готовых бороться за свободу, обращает свой взгляд в недавнее героическое прошлое России, где ищет настоящих богатырей.
В 1832 году Лермонтов пишет стихотворение в былинном стиле «Два великана». Здесь он с помощью аллегории изображает поражение Наполеона и изгнание его из России. Два великана – это «русский витязь» с «улыбкой роковою» и дерзкий «трёхнедельный удалец» «из далёких чуждых стран». В описании двух великанов проявляется патриотизм поэта: «в шапке золота литого старый русский великан» уверен в победе, поэтому и улыбка у него «роковая». Думаю, что этот эпитет помогает автору показать дар предвидения русского великана. А эпитеты, которыми он наделяет «трёхнедельного удальца» помогают создать образ врага, пришедшего на русскую землю «с грозой военной» и так бесславно закончившего военный поход: «Ахнул дерзкий – и упал!».
Разделяю патриотические чувства поэта, читая как «Двух великанов», так и «Бородино», тоже посвящённое Отечественной войне 1812 года, где устами старого солдата Лермонтов рассказывает о том, как русский народ героически дрался с армией Наполеона. Солдат, победивших в войне, он называет богатырями. И действительно, боевой дух этих русских богатырей вызывает у меня уважение и восхищение. Обычный рядовой солдат вспоминает о войне и о подвигах своих товарищей и боевого командира: Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой! Мне близко и дорого чувство гордости поэта за народ, освободивший Россию. Россия, родина… Лермонтов любит её, но в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году, называет любовь к отчизне «странной», потому что поэт, с юношеских лет размышлявший о судьбе России и о своём чувстве к ней, понимает, что он ненавидит самодержавную власть, душительницу всего свободолюбивого, но любит русский народ, природу. Поэт впервые обращается к теме деревни, крестьянского труда:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
Поэт любит степи и леса, разливы рек, берёзы на холме. Этот пейзаж, знакомый до боли, трогает и мою душу. Я люблю Россию, поэтому так близки и понятны мне стихи Лермонтова о родине (398 слов).
Васильев Ф.А. Пейзаж с избами и прудом в окрестностях Петербурга , 1869-1870
В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
Счастье каждый понимает по-своему. Кто-то счастлив только во взаимной любви, а для кого-то счастье – любить, даже если любимый человек не отвечает взаимностью. И драма любви, наверно, тоже у каждого своя. Выясним, в чём счастье и драма любви для лирического героя Лермонтова.
В небольшом стихотворении «Я не люблю тебя; страстей…», посвящённом Е. А. Сушковой, в которую безответно был влюблён Лермонтов и которая демонстрировала умышленное равнодушие к поэту, он пишет о любви-страсти, бросавшей его из крайности в крайность.
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Все жив, хотя бессилен он;
Другим предавшися мечтам,
Я все забыть его не мог; —
Так храм оставленный — все храм,
Кумир поверженный — все бог!
Лирический герой говорит о своей любви с воодушевлением, гордостью, но в то же время он слаб перед своей страстью. В нём борются два человека: один «делает, а другой – судит». В чём он видит счастье? В силу своей молодости, лирический герой категоричен: ему необходимо полное обладание душой любимого человека. Для него счастье – это любовь в ответ на его чувство. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою», адресованном Н. Ивановой, в которую Лермонтов был влюблён в юности, он требует любви, хочет, чтобы его жертву оценила возлюбленная:
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам…
Но всё же пишет: «Знай: мы чужие с этих пор…». Для него драма любви – это безответная любовь. Но и без любви лирический герой жить не может. Страдая, преодолевая свою слабость, он испытывает себя. Эти мучения от несчастной любви являются главным условием его существования на земле: без таких эмоций поэт не может жить и творить. Ему грустно, тоска сжигает его душу, но ничего сделать он не может. В стихотворении «Не смейся над моей пророческой тоскою» он пишет:
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
И я паду…
Читая стихи Лермонтова, понимаешь, что лирический герой ищет счастья во взаимной любви, но не находит. Однако он не может жить без любви, и вот эта драма любви нашла отражение в лирике Лермонтова.
Почему человек нередко становится источником несчастий других людей?
(По одному или нескольким произведениям Лермонтова)
Трудно сразу ответить на вопрос, почему человек нередко становится источником несчастий других людей, но, читая произведения Лермонтова, особенно его психологический роман «Герой нашего времени», находишь ответ.
Печорин показан в данном романе в соприкосновении с другими людьми: с Максимом Максимовичем, с Бэлой, с Грушницким, с княжной Мери. Всем, с кем вступает во взаимодействие Печорин, он приносит несчастье. Бэла погибает, Максим Максимыч страдает от равнодушия Печорина, которого он почитает другом. Грушницкий погибает на дуэли с Печориным, княжна Мери, которую Печорин влюбил в себя и бросил, несчастна. Вера несчастна по его вине. А «честные контрабандисты»? Их жизнь тоже разрушена Печориным, по его словам, из желания «достать ключ этой загадки».
Почему герой романа Лермонтова становится источником несчастий других людей? Думаю, что если человек, который имеет силы необъятные, ум, талант, но не может найти своего места в жизни, то он и сам несчастен, и, стремясь к действию, к общению, приносит несчастье другим, потому что «бешено гоняется за жизнью, ища её повсюду», задумывается над многими вопросами, которые тревожат его, совершает поступки. Сам он сознаёт, что в нём живут два человека: «первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или лучше сказать, осуждает их, потому что они достойны осуждения». Белинский считает, что «причины этого раздвоения» заключаются в противоречии между глубокостию натуры и жалкостью действий одного и того же человека».
Это противоречие между «назначением» и поступками – порок не только Печорина, но и всего поколения 1830-х годов, это «болезнь» эпохи. После жестокого подавления восстания декабристов в 1825 году в условиях полицейского надзора выросло поколение бездействующих людей, которые «иссушили ум наукою бесплодной», не принося пользы отечеству, как пишет о них Лермонтов в стихотворении «Дума». Поэт рисует портрет современников, говоря об их равнодушии, эгоизме:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Печорин тоже эгоистичен, думает только о себе, о своём интересе. Показалось Печорину, что он любит Бэлу, и он пожертвовал и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой ради того чтобы достичь желаемого.
Вот почему человек нередко становится источником несчастий других людей! Потому что он думает только о себе. Белинский писал: «Какой страшный человек этот Печорин! Потому что его беспокойный дух требует движения, деятельности, ищет пищи, сердце жаждет интересов жизни…». Но, становясь источником несчастий других, такие люди несчастны сами.
Дуэль Печорина с Грушницким. Врубель